ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

остров Эссари (обновление 30 марата 2005)

Жертвенный камень Вехмайнена

Бесов камень


остров Эссари

К югу от д. Большое Поле в Выборгском районе Ленинградской области располагаются несколько комплексов ритуальных каменных кладок древних финно-угров. Один из самых крупных таких комплексов(-около 200 сооружений) расположен на острове Эссари (Продольный) в Финском заливе. Небольшой остров, размерами примерно 1х0,3км находится слева от мыса Плоского, напротив д.о. "ЭНЕРГИЯ". Южная оконечность острова имеет каменистый берег, северная часть - немного заросший. Основное скопление древних каменных кладок расположено примерно в центре острова, заросшего лесом - на возвышенности, в южной части острова сохранились окопы и блиндажи, напоминающие о нелегких событиях истории 20века , сама поверхность острова усеяна валунами(некоторые из них достигают циклопических размеров). При раскопках произведенных в начале 20века А.М. Тальгреном под одной из каменных конструкций было обнаружено трупосожжение 10 века, весь комплекс датируется второй половиной 1тыс. н.э. Для сооружения некрополя(а то что комплекс связан с культом предков практически не вызывает сомнений) остров был выбран видимо не случайно - водная преграда символизировала границу между мирами живых и мертвых, а расположение острова недалеко от берега делало его в тоже время легкодоступным, кроме того следует отметить, что данный комплекс является самым южным из расположенных в окрестностях Большого Поля. Ритуальные кладки представляют собой сложенные из камня платформы с вертикальными стенками высотой 0,3-0,6м, размерами от 0,5х0,5м до 3х4м, формы платформ самые разнообразные - овалы, прямоугольники, полукруги, ряды камней и проч., встречаются как одноуровневые кладки так и двухярусные, в конструкции нескольких кладок использованы крупные валуны а также вертикально поставленные плоские камни("стеллы"), часть кладок ориентирована по сторонам света, часть расположена без видимой системы.

Интересно отметить общую тенденцию финно-угорских народов устраивать святилища на островах - традицию довольно широко распространенную на северо-западе, севере России и Скандинавии в древности -от неолита до раннего средневековья. В данном ряду островных святилищ древних финно-угров можно назвать острова Кузова и Соловки на Белом море, Валаам и Коневец на Ладоге, Кижи на Онежском озере(православные монастыри и храмы возводились почти всегда на местах бывших языческих капищ), священные острова саамов на озерах Фенноскандии, в данном ряду "культовых островов" остров Эссари вероятно является не только наиболее западным но и наиболее поздним по датировке...

содержание


Жертвенный камень Вехмайнена

По всему Карельскому перешейку разбросаны огромные валуны, иногда довольно причудливой формы. Их оставил мощный ледник, растаявший около десяти тысяч лет тому назад. Первые жители нашего края, древние саамы и карелы, верили, что у этих камней имеется душа. Иначе как бы они возникли здесь, на ровном месте? Этим камням поклонялись, им приносили жертвы. Особенно интересны жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками глубиной 5—7 сантиметров. Из 26 известных учёным таких камней Карельского перешейка 18 находятся на территории Приозерского района. Недавно неподалёку от посёлка Кривко (бывшая деревня Вехмайнен) жителями Соснова Эдуардом Яковцом, Алексеем Дмитриевым и их друзьями, живо интересующимися историей края, был обнаружен неизвестный науке жертвенный камень. Он довольно внушительных размеров, высотой около двух метров. Эти камни появились в наших местах с IX века. Их почитали переселенцы из Западной Финляндии. Зачем они выдалбливали лунки? На этот вопрос этнографы отвечают так. Язычники сжигали тела умерших соплеменников и захоранивали пепел рядом со священным камнем, на котором делали небольшое углубление. Раз в год родственники приходили сюда, чтобы помянуть покойника. Они пили молоко и ели кашу, а в ямку на камне клали зёрна и капали молоко. Эта была умилостивительная жертва духу предка. В наши дни, к сожалению, снова возродился этот языческий обычай есть на кладбище и даже пить водку у свежей могилы. С точки зрения Православной Церкви, это, конечно же, грех.

содержание


Бесов камень

Следы языческого прошлого древней Руси активно искоренялись на протяжении нескольких эпох. Самые ранние свидетельства тому на северо-западе нынешней России - новгородские летописи16в., затем были периоды петровской "культурной революции" и коммунистической борьбы с пережитками. Множество святынь древней веры было уничтожено. вырублено священных деревьев, взорвано и запахано культовых камней, но перед некоторыми оказались бессильны веяния эпох и идеологических течений.

Одним из таких памятников является т.н. "Бесов камень" известный также как камень Велеса, колдун-камень, Чертов-камень и проч. Данный объект расположен на Ижорском плато, в нынешнем Волосовском районе ленинградской области, само название района и его центра, города Волосово происходит от имени древнего "скотьего" бога Велеса(в другой транскрипции Волоса).

"Бесов камень" это огромный валун высотой 4-5м, в обхвате - 38м.(!!!). Расположен он в лесу среди заболоченной местности, однако несмотря на это полностью лежит на поверхности(вероятно расположен на островке из коренных пород - известняков). На вершине валуна имеется уступ напоминающий сиденье(или ступень?) и выбито некое неясных очертаний изображение, на северной стороне валуна выбито два косых креста размерами примерно 40х30см. В настоящее время место вокруг валуна довольно обжито - к нему приставлена лестница, рядом следы костров, к нему ведет достаточно протоптанная тропа, на вершине оставляют в дар камню монеты.

Согласно легендам можно долго плутать в лесу, но так и не дойти до камня, -"плохого человека камень не подпускает", и на самом деле камень расположен примерно в ста метрах от кромки леса, однако из-за окружающих его елей, можно пройти в десяти метрах не увидев его. Нижние грани камня имеют сколы, подтверждающие предание о том, что в период искоренения веры "скверных арбуев" была предпринята попытка уничтожить камень, для чего он был обложен деревьями, подожжен и обливался водой из окрестных болот - что должно было по мысли блюстителей православной веры расколоть камень перепадом температур. Однако похоже от него откололись только небольшие нижние части. Предположительно на камне были языческие символы-узоры, однако при обследовании его в 2003 году удалось рассмотреть только два косых креста на северной стороне камня и несколько неопределенных знаков на вершине(по некоторым сведениям христиане выбили на камне буквы православных молитв - на вершине есть несколько меток напоминающих буквы латиницы, впрочем возможно это уже следы современных посетителей).

содержание


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz